А был ли Вий?

Вий-Обложка

Благодаря творчеству Н.В. Гоголя пожалуй сегодня нет человека, который не слышал бы или не читал про Вия. В своё время я познакомилась с научной статьей, которая была посвящена этому славянскому демонологическому персонажу. Суть которой сводилась к тому, что Вий – это собирательный образ, которого нет в фольклоре малороссов (славян). А так ли это? Давайте углубимся в славянскую этнографию и фольклор, чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос. И начнём конечно с фольклора Малороссии.

Образ Вия у малороссов

Когда я стала глубоко изучать славянскую культуру, я задалась вопросом о реальном существовании у южных славян божества под именем Вий. В этнографических материалах, которые я изучала, информации о Вие не было. Но в малорусском фольклоре встречается некий персонаж под именем Вил, прошу не путать с вилами, хотя это родственные персонажи. Так в сборнике А.М. Сементовского «Малорусския загадки» 1872 г., в загадках под № 12, 13, 14, 15, 47, 52, 53:

12) Лысый вил кризь забор дывится.

13) Через тын лысый вил дывится. 

14) Лысый вил дывится через болото рив.

15) Лысый вол скрозь ворота  дивится.

Разгадка месяц

Загадка под № 47 раскрывает взаимосвязь Вила с громом, его крик является громом: «Крикнув вил на сто гиръ, на тысячу городив.» /гром/, отсюда можно предположить, что «устрашающий» взор Вила молния (?).

В загадках под № 52 и 53 Вил предстаёт «сивым»:

52) Сивый вил выпил воды полный двор.

53) Сивый вол выпил воды полный долъ.

Разгадка мороз

И так, согласно малорусским загадкам Вил олицетворял месяц (то есть луну) и зимний период года (мороз), а также связан с громом. Перед нами вперёд всего древний образ божества у южных славян, который олицетворял ночь, а значит мрак и был связан с колдовством, т.к. луна имеет прямое отношение к эзотерике.

Рассмотрим первое сочетание лысый вил, обратившись к этимологическому словарю. Читаем:

Древнерусское — лысый. Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и слова  луч, лоск, луна. Арм. lois «свет», lusin «луна», lusn «бельмо в глазу». Слово «лысый» — того же корня, что и «луна». Первоначально оно значило, так сказать, «ясноглавый», «имеющий глянцевитый, блестящий череп». Исходное *lyksъ > лысks > с, ср. русыйЛысый буквально — «блестящий» (ввиду отсутствия волос).

Этимологические словари Крылова Г. А. Успенского Л. В. Шанского Н. М.

Теперь разберём с точки зрения эзотерики понятие мороз, который описан словосочетанием сивый вил. Отмечу, что наши предки сивкой именовали зимнее солнце. Сразу вспоминается поэма Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, которая содержит в себе сакральные символы наших предков.

«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

отрывок из поэмы “Мороз, Красный нос

Ледяной мост

И так, Мороз – воевода связан напрямую со льдом. Лёд – неподвижен. Поэтому эта сила, противодействующая развитию – сопротивлению переменам, действующая по принципу в эзотерике “не переступай круга” – правило, которое нарушил Фома. Так как лёд не совместим с жизнью и враждебен окружающей среде. Надаром в простонародье есть выражения: – “дать дуба” – то есть умереть или когда человек сильно замёрз говорят “ой, как я “задубел”. Нарушив правило – “круга” Фома дал дуба. Панночка, которая “баловалась” колдовством, именно в минуту отчаяния призвала владыку мрака, сил хаоса и колдовства из одного из нижних миров. Ну а зима у наших предков ассоциировалась с астрономической ночью года, светилом которой является месяц (луна), более подробно об этом периоде в статье про Зимние святки.

Мороз-Воевода
Мороз-Воевода

то касается устрашающего крика – грома, то здесь нас мифология отсылает к культу Перуна – Чернобога, которому вперёд всего когда-то был очень близок Вил.

Образ Вия у великоруссов и фино-угорских народов

При изучении народного творчества, а именно сказок, Михаил Никанорович Комаров обнаружил в финском фольклоре некий горный дух Каммо, напоминающий гоголевского Вия:

«…Один бедный конюх, так передаёт эта сказка, отправляется освобождать трёх царевен, волшебством заключённых в подземную пещеру. Одну из царевен конюх нашёл заключённой в железной комнате, где её стерёг горный дух – старик Каммо, который исполняет роль, которую обычно в сказках отведена змеям или драконам. Каммо имел на голове большой рог и только один глаз на лбу, но он не мог видеть, потому что его глаз был закрыт вросшими ресницами. Когда этот старик хочет посмотреть на кого-либо, то ему поднимают брови и ресницы железными вилами, что напоминает малорусского Вия, веки котораго опускаются до самой земли. Не будучи в состоянии видеть пришедшего героя, Каммо, однако чувствует человеческий дух…».

Комаров М.Н. «Экскурсы в сказочный мир. Этюды в области мифов и народных преданий» Москва 1886 г.

Изучая, народный фольклор я тоже наткнулась на интересное описание Кощея, которое роднит его в гоголевским Вием. Так в сборнике «Записки Красноярскаго Подъотдела Восточно-Сибирского отдела Русскаго Географического Общества по этнографии» Том I, вып. I, Красноярск 1902, под №55 я нашла сказку «Русая Руса, тридцати братьев сестра». Сюжет сказки близок к сюжету другой русской народной сказки «Марья Маревна», где Неугомон-царевич ослушавшись наказа невесты и открывает запретную кладовую, где томится в заключении Кащей, который описывается «дряхлым седым (то есть сивым) стариком». По сюжету сказки у Кащея есть вещий конь, который хозяину в любой момент сообщает о состоянии его царства. Когда старик – Кащей хочет посмотреть на мир, ему как и украинскому Вию семеро детей поднимают тяжелые брови:

«Семерыя дети! Принесите мне семерыя вилы, поднимите мои тяжелые брови! Посмотрю я, далеко ли едет Неугомон-царевич».

Этот сюжет сказки наталкивает на вывод, что “русский” Кощей тождественен гоголевскому Вию (Вилу?).

Хочется привести ещё один пример из русской народной сказки, который заслуживает внимание. Так в русской сказке «Царь-девица» есть упоминание о боге преисподней, у которого также было семеро детей, которые поднимали ему вилами веки:

«…долго ли, коротко ли, приезжает царевич в царство львиное. Говорит царь –  лев:  – «Эй, мои детки семеры! Берите вилы железные, подставляйте под мои очи старые, дайте мне посмотреть на доброго молодца!» Посмотрел, узнал его и обрадовался….».

Также в сказке есть упоминание о том, что за львиным царством следует змеиное. На первый взгляд складывается впечатление, что в сказке «Царь-девица”, где лев заменяет Кощея/Вила/Вия, произошла замена “языческих” терминов на христианские, но это не так. Дело в том, что согласно “Славянской хроники” Гельмольда у западных и западно-южных славян было божество Радегаст, в Ретре ему был посвящён храм. Согласно “Хроники” он сошёл в преисподнюю, чтобы судить мёртвых. Отличительной его особенностью была львиная голова.

Образ Вия в христианской традиции

В христианской традиции есть святой, от взгляда которого вянут деревья, умирает скот, да и человеку не поздоровится. Имя его Касьян. Согласно народным преданиям у него тяжёлые веки, он обладает косоглазием и скверным характером, а также наделён большой разрушающей силой. День его празднования приходится на високосные года, то есть каждые четыре года, 29 февраля. Вот народные поговорки, которые роднят Касьяна с гоголевским Вием:

Касьян на что ни взглянет, все вянет.

Касьян всё косой косит (Касьян глазом косит).

Народные поговорки

В заключении о Касьяне добавлю, что с помощью иконы Святого Касьяна наводились порчи на неугодных “умельцами”.

Резюме

Анализируя народный фольклор, напрашивается следующий вывод, что малорусский Вил, некогда забытое древнее языческое божество, который “возродился” в народной памяти в образе Вия благодаря творчеству Н.В. Гоголя. При анализе фольклора народов, проживающих на территории Руси, видно, что такой персонаж был известен русским, как Кощей/Кош бессмертный. Финским народам, как Каммо и Випунен. Малороссам, как Вил. Карпатским славянам – как Карачун.

У всех этих персонажей народного фольклора много общих черт, которые их роднят с гоголевским Вием. Итак перед нами во всех случаях сивый (седой) старик, который обитает в одном из нижних миров.

Старик-Вий(Вил, Кощей, Карачун)

При анализе фольклорных данных видно, что Вил, Карачун да и Кощей были связаны с зимним периодом, с астрономической “ночью” года, и олицетворяли холод (мороз). Русский народ, не боящийся холода наделил этот персонаж эпитетом Мороз – Воевода. А меня это отсылает к скандинавской мифологии, где мир Нифльхейм является миром творящего и уничтожающего мороза. И входит в первый уровень “подземелья”. Ниже только подземные миры, где обитают те же карлики. Кстати Вий у Гоголя был предводителем гномов (карликов?). Все эти персонажи роднит отсутствие прямого видения, кроме Карачуна (нет на эту тему исследования). Их глаза прикрыты веками, часто с длинными ресницами, которые по требованию хозяина, как правило поднимают дети или слуги. В русских сказках фигурируют семь детей. Не сложно догадаться, что вилы – в верованиях и фольклоре южных славян, состоят в родственных отношениях с южно-славянским Вилом. Также вилы, по фольклору южных славян, являлись покровительницами ведьм, колдуний и чародеек. Это полностью по смыслу соотносится с сюжетом Вия, где ведьма – панночка призывает на помощь силу из нижних миров.

Согласна фольклорным данным Северной Руси, бог Земли, преисподней, наделил людей тайными знаниями. Славянская история хранит память о кощунах. Так в древние времена назывались сказания и заклятия. Позже, в христианские времена, это слово стали использовать, как символ надругательства над святыней – кощунством. Хранителями кощун были волхвы, ведуны, кудесники, которые бережно записывали и передавали потомкам знания седой старины и предков. Так у финских народов, да и у скандинавских сказания, заклятья, песни назывались рунами. Согласно нашей славянской традиции знания волхвы получили от бога – жреца Велеса, который выступает в трёх ипостасях, так как в нашей эзотерической культуре три Царства. Одна из ипостасей вперёд всего Кош (Кощей) Бессмертный. Самая главная тайна его ларца, это не злато-серебро, описанное А.С. Пушкиным (это самый поздний вариант). А то, что Кощей является хранителем древних знаний и заклятий/песен, он Бог – чародей. Если Велес, это Волхв – странник, то Кощей – Чародей. Почему он Бессмертный? Да потому, что он хранит все знания, всю информацию накопленную тысячелетиями человечеством, вплоть до Потопов. Одним словом его ларец олицетворяет коллективную память нашего славянского этноса. Знания – бессмертны! В подтверждение этих слов приведу слова Воланда из легендарного произведения М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: – “Рукописи не горят!”

Для размышления:

Бог слеп, но он всё видит! Зрячий человек не способен по-настоящему видеть, ведь от глаз больше вреда, чем помощи, так как они лишь скрывают истинную суть.  Лишь ослепнув, можно прозреть по настоящему!

Разве не об этом говорит скандинавская Эдда про Одина? Когда Один принёс один свой глаз в жертву, чтобы познать тайну рун….

В заключении хочу сказать, что с моей точки зрения гоголевский Вий не собирательный образ, а прообраз древнейшего славянского божества, память о котором лучше всего сохранили восточные славяне и фино-угорские племена, живущие с ними по соседству. Произведение Н.В. Гоголя имеет очень глубинный смысл, который можно рассматривать с разных точек зрения и один из них религиозный. Очень интересен образ панночки, о котором возможно я расскажу чуть позже. Он таит в себе много интересного, также как и Вий.

DINA
Оцените автора
Ведовство и Родноверие
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий" Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.