Новый взгляд на бога Велеса

Велес - Царь Полесья

В этой статье я хочу поделиться своим видением о значении имени бога Велеса, или как принято ещё его именовать Волосом.

На основании проведённого анализа имён, я постараюсь объяснить, что это два разных божества, причём из разных культур. Так как согласно славянского корнеслова заключают в себе разные смыслы. Углубившись в своё “исследование” и оценив объём информации, мне пришлось материал поделить на целых две статьи. Эта статья будет посвящена Велесу, но сначала небольшая историческая справка.

Историческая справка

Объективной информации крайне мало, но даже она при глубоком и тщательном анализе проливает свет на данную тему. Согласно христианским летописям, в Киеве, на Подоле, стоял идол Волоса. В мерянском селении Ростове (сегодня это город в Ярославская обл.) на центральной площади стояла каменная статуя Волоса. В X в. монах Авраамий (еще до массового крещения населения Ростова) пытался бороться с язычеством и низвергнул кумира Волоса, хотя позже идол вернулся на своё место. Историк И. Сахаров пишет, что в Переславле-Залесском (Ярославская обл.) находился Волосов камень. В Новгороде была Волосова улица. Известно то, что культ Волоса широко был распространён на севере и северо-востоке Руси в отличии от Перуна, культ которого был распространён на территории нынешней Украины. Также известно, что Волос был одним из почитаемых богов у финно-угорских племён и славян, проживающих тесно с ними. Если это так, то возникает вопрос: – “Где же была его вотчина, если была?”. Возможный ответ даёт “Сказание о построении града Ярославля”. В предании о возникновении Ярославля говорится:

“бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нём же населенцы – человецы поганыя веры – языцы, зли сущи”.

Местное население занималось скотоводством, а также грабили тех, кто передвигался по путям.

“Идол, ему же кланястася сии, бысть Волос, сиречь скотий бог. И сей Волос, в нём бес живя, яко и страх многи твори, стояше среди логовины, нарицаемой Волосовой, отселе же и скотий на пажити изняше. Сему же многоказнённому идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огонь Волосу держа и жертвенная ему кури. Тако когда прииде первый спут (выгон) скотия на пажити, волхов закла ему тельца и телицу, в обычное же время, от диких зверей жертвенное сожига, а в неких больных (тяжёлых случаях)- и от человек. Сей волхв, яко пестун диавола, мудрствуя силою исконного врага, по исходищу воскурению жертвеннаго разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся ту человецем, яко словеса сего Волоса.”

Согласно “Сказанию” и “Повести о водворении христианства в Ростове” видно, что основным древним богом на территории нынешней Ярославской области был Волос. Возможно и на других территориях тоже, но мне не удалось найти такой информации в летописных источниках, про которые мне известно.

Ознакомившись с выдержками из христианских летописей по теме “Принятия христианства в IX по XII в.” видно, что имя Велеса не фигурирует в них, а только лишь Волос, как скотий бог. При изучении отрывков, где говорится о Волосе, нигде не встречается информации о том, что Волос и Велес одно божество. Отсюда возникает первое предположение, что Волос и Велес это НЕ одно и тоже божество, как принято считать.

Тогда возникает логичный вопрос: “Кто такой Велес и почему про него не говорят христианские летописи?” Ответ может быть неудобный. Мне видится, что в своём историографическом труде О. М. Рапов, ученик академика Б.А. Рыбакова, даёт на него ответ:

“После принятия христианства языческие верования и те, кто их исповедовал, стали беспощадно преследоваться. “Гуманные христиане” вешали язычников на деревьях, рубили безоружных людей топорами, сжигали языческих волхвов на кострах. Подверглись уничтожению те произведения, в которых содержались какие-либо сведения о прежних верованиях восточных славян. Правда, иногда в некоторых церковных книгах появлялись отрывочные сведения о старинных верованиях и древних обычаях. Однако они предназначались не для широкого круга читателей, а для господствующих сословий, и в первую, очередь для духовенства, которому служили в качестве руководства в активной борьбе с пережитками язычества. С помощью этих немногочисленных сведений учёным и удалось в какой-то мере восстановить основные положения языческой религии.”

“Русская Церковь в IX первой трети XII в. Принятие христианства (1988:32стр)

Мне известен только один исторический документ, в котором упоминается имя Велеса – это чудом сохранившееся Слово о полку Игореве, где «вещий Бояне, Велесов внуче». Из труда О.М. Рапова становится явным, что языческие произведения беспощадно уничтожались первыми христианскими миссионерами, поэтому нечему удивляться, что до нашего времени не дошли произведения, которые могли бы пролить свет на бога Велеса с точки зрения историографии. Но не смотря на это, имя Велеса продолжает жить в народной культуре по сей день. Почему? Давайте разбираться!

Что зашифровано в имени Велес?

Я не нашла открытых исторических документов, на которые можно опираться при анализе имени Велеса, кроме «Слово о полку Игореве». Я хочу подчеркнуть, что именно «открытых», т.к. мало кто из наших соотечественников знает, что у Православной церкви тоже есть закрытая библиотека, доступ к которой ограничен, как и к Ватиканской. Возможно там есть какие-нибудь интересные сведения, о которых сегодня общественности не известно.

Подсказку мне далось найти в труде Е.И. Крассена «Древнейшая история славян». Автор неоднократно упоминает, что славянские имена заключали в себе глубинный смысл и давали характеристику своему владельцу. Поэтому я решила проанализировать значение имён Велес и Волос согласно славяно-русскому корнеслову. А далее сопоставить и объединить полученную информацию со знаниями, которые чудом сохранились в народной культуре. Именно с данными из этнографических записок, составленными славянофилами. А также с данными, которые сохранили потомки русских ведунов и конечно Игориада.

Вещий Боян - Велесов внуче

Итак, про Велеса из Игориады известно, что «вещий Бояне, Велесов внуче».  При этом в песне о полку Игореве о Бояне говорится:

«О Бояне, соловью старого времени! Абы ты сия полки щекотал, скача славию по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба пола сего времени».

(Слово о Полку Игореве.)

Боян назван соловьём старого времени – это значит певцом/поэтом, стихотворцем седой старины. Например, в одной Новгородской летописи, волхв назван соловьем из-за сладкоречия (красноречия). Сегодня имя Велеса трактуют не правильно, забывая о том, что смысл слов на древне-славянском наречии сильно отличается от современного языка. Поэтому расшифровку имени Велеса нужно искать в славяно-русском корнеслове. Имя Велес состоит из приставки веле и буквы С – слово (согласно Буквицы).  Почему я считаю, что на конце имени Велес буква С (слово), а не S (зело). Мне на это намекает Игориада, певец-сказатель Боян «летает умом под облаками», то есть его дух возносится в Небу, где он черпает вдохновение через мысль. А мысль напрямую связана со словом.

Далее, в корнеслове говорится: «…частица веле, сокращённая от слова велий, прилагается ко многим древне-русским словам служит к возвышению или распространению смысла их, как например, велеречие (высокая речь), велемудрие (великая мудрость) и т.д…”

То есть приставка веле в русском языке означает великость или благость, а также указывает на большой размер (веле камень). Аналогичную информацию про частичку «веле» можно найти в Словаре древнерусского языка XI-XIV вв.

В славянской Буквице буква С – имеет образ слова. Вот что сказано о слове у А.С. Шишкова: «Слово – приемлется в разных знаменованиях». Я приведу только два, которые на мой взгляд наиболее точно отвечают на интересующий меня вопрос:

1) Слово – то же, что и буква.

2) Слово символизирует высочайшую премудрость, верховный разум, всеведение: в начале слово бе к Богу и Бог бе слово. Дар слова есть величайшее преимущество, каким творец отличил человека от животного. Сего ради под именем словесного существа разумеется одарённое душою, мыслью, разумом, словом.

Добавлю к терминам А.С. Шишкова, что Слово и Вера в Слово образуют основу любого религиозного течения и верований.

Можно резюмировать, что смыл, который вкладывали наши предки в имя Велес, был великое или благодатное Слово. А что такое Слово? Это мысль облачённая в звук! Получается, что Велес наделил людей высочайшим даром премудрости (знаниями) через слово и буквы (резы), тем самым отличил человека от животного. Через Слово/Речь одарил нас созидательным процессом, наделил способностью думать и творить. А если “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна). Отсюда напрашивается логический вывод, что Велес одна из эманаций славянского Бога Творца – Рода. 

Эти выводы подкрепляет и руна Совуло (Сол), которая имеет фонетическое соответствие буквы “С” из Буквицы. Те, кто изучает руны знают, что эта руна символизирует высшую духовную силу или намерение, которое направляет индивидуальное развитие по определённому пути. Также эта руна связана с духовным наставничеством и способностью вести за собой (жреческие качества).

Славяне-язычники знали и верили в Бога Творца Вселенной за долго до христианства, об этом пишет и Е.И. Крассен, и О.М. Рапов., опираясь на древние источники. О.М. Рапов пишет, что язычество было “гибким” и менялось вместе с мировоззрением наших предков. В христианских источниках зафиксированы имена славянского бога Творца Вселенной, как Род, позже Сварог. Поэтому Велес мог быть одной из важных эманаций Творца у славян. Например, на этапе освоения грамоты и овладением письма с помощью рун. Если внимательно присмотреться к древней славянской азбуке, которая существовала у руссов до Кирилла и Мефодия, то видно, что она из себя представляет информационную матрицу из букв-образов и чисел. А если ещё более внимательно присмотреться к азбуке и к руническому письму, то вы увидите, что буквы-образы и руны-черты описывают все взаимосвязи мира и происходящие в нём процессы, как с материальной, так и с духовной точки зрения.

Добавлю, Н. Клюев, северный поэт Земли русской, старообрядец, в своём стихотворении «Где рай финифтяный и Сирин» использует следующий эпитет по отношению к русскому поэту Алексею Кольцову «Велесов первенец Кольцов». Известно, что поэзию А. Кольцова высоко ценил А.С. Пушкин. Чтобы понять, почему Н. Клюев Кольцова именует «Велесов первенец» нужно обратиться к творчеству последнего. А там: глубина русской души, попытки понять и осознать частичку Бога в себе, большая любовь к русской земле и к русской народной культуре. Одним словом, А. Кольцов воспевал русский мир.

Стало быть старообрядческая культура Севера в 19 веке знала и помнила о Велесе. И это важный момент! “Велесами” у некоторых славянских народов принято называть обыкновенных пастухов. (Боровский Я.Е. Указ. соч. С. 22-23). Пастухи играли на дудочках, а коровам на шею вешали колокольчики, которые издавали звуки. Получается Велес был покровителем не только поэтов, но и музыкантов, но и наделял знаниями в области Слова, но и Звука! Как видим наши “предки-варвары” были знакомы с технологиями воздействия Словом и Звуком на человека.

Велес – Хозяин леса, но какого?

Сегодня в мировоззрении неоязычников Велес воспринимается, как хозяин леса в образе царя-медведя. Такое мнение сложилось из расшифровки его имени “ведающий лесом”. Из вышеприведённой информации, применительно славянского корнеслова, это свидетельствует о более поздней интерпретации, которая возникла после того, как началась трансформация исконного славянского языка. Но и здесь также следует напомнить, что мы можем иметь дело с иносказательной формой. В своём «Славянском корнеслове» А. С. Шишков про слово «древо» пишет, что «слово сие сверх обыкновенного значения своего часто употребляется в иносказательных смыслах». Для того, чтобы расшифровать смысл имени Велес в данной интерпретации необходимо обратиться к знаниям русского ведовства. Дело в том, что с точки зрения ведовства человек виделся «древом». Это зафиксировано в ведовских заговорах, которых нет в открытом доступе, и они передаются по роду или от наставника к ученику. Приведу отрывки из одного такого оберёжного заговора: «…заговариваю тебя от {…}, чтобы стать тебе на земле сильным деревцем» и «…чтобы в лесу людском не заблудиться, чтобы об чужую злобу не разбиться». Но этот ведовской шифр-символизм присутствует в некоторых народных обрядовых песнях, записанных славянофилами. Так в них молодых людей именуют «дубочками», а девушек и женщин рябинушками, берёзами и т.д..  Отсюда следует, что Велес ведал «человеческим» лесом, то есть людьми! А если опираться на выше приведённую информацию, то это ещё одно подтверждение гипотезы, что он мог представлять одну из эманаций Бога Творца у руссов Залесских и Северных земель Руси. Поэтому у нас в речи сохранились архаические иносказательные характеристики людей: хитрый как лиса, волчара, на волка медведем идут, труслив как заяц, упряма как коза и т.д.. А наши сказки про животных, надо интерпретировать с точки зрения людских взаимоотношений.

Тогда причём здесь медведь? Для наших предков, которые жили на территории густых лесов самым сильным и непобедимым животным был медведь. Также не стоит забывать, что на Залесских территориях изначально проживали фино-угорские племена, которые в процессе эволюции смешались со славянскими племенами, а они изначально придерживались шаманизма. Плюс базисная основа жизни, заложенная в животном/зверином инстинкте : “Либо борись, либо умри”. Забегая вперёд скажу, что ей управляет Волос.

Человек, который побеждает в себе “звериные” инстинкты растёт, как древо в высь. Познает Истину и то, что он частичка Творца. А для этого ему необходимо приложить усилия в образовательном и воспитательном плане. Правильное образование и воспитание открывают в человеке творческое озарение. А через творческий процесс наш Дух и Душа наполняются Светом и Любовью. Так человек по-настоящему становится Человеком и это его отличает от животного. А те люди, которые не желают над собой работать и идти в рост, как дерево, остаются на уровне базовой основы жизни и ведут себя как животные.

Древо – символ словопроизводства

К выше сказанному важно ещё добавить рассуждения А. Шишкова про смыслы «древа»: «Всего более с древом сходствует словопроизводство; ибо как в древе от корня идут стебель и ветви, так и в слове корень чрез приложение к нему предлогов и окончаний производит от себя различные значения слова, но все одного и того же заключающегося в корне понятия истекающие.» Это ещё одно подтверждение моей гипотезы о значении имени Велес (Великое/Благодатное Слово), то есть в ведении Велеса было словопроизводство, что является актом творения. На это намекает и А.С. Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила»:

Велес - Учёный кот

Учёный кот – это символ жреца-шамана, а «златая» цепь, то есть «светлая», совокупность «красных» слов – мыслей. Думаю, теперь всё встаёт на свои места и понятно, о чём говорится во фразе «Игориады» «скача соловьём по мысленному древу, летая умом под облакы». Дух певца возносится умом, мыслями и воображением к Небу (шаманское путешествие), где он черпает творческую энергию через стихословие и словопроизводство. Именно через Небо певец-жрец получает одухотворённое «красное» слово, которое способно сподвигнуть к великому созиданию слушающих.

Стоит только добавить, что образ «учёного кота» в наших сказках сохранился в искажённой форме – огромного кота Баюна, с завораживающим голосом (то есть обладающий сладкозвучием), который сидит на железном столбе – символе Древа. О чём это говорит? Да о том, что кот-Баюн по мимо Слова обладал силой Звука.

Имя кота происходит от одного корня, что и имя сказателя из Игориады. От этого же корня и глагол баять, баю – рассказывать, толковать, заговаривать, лечить (Даль). Примечательно то, что «баю» встречается у многих славянских племён, например у болгар «бая» – колдовать, чеш. bájiti “говорить, болтать”, а в польск. bajać “болтать”. То есть и кот, и певец из Игориады обладали силой Слова и Звука. А значит относились к жреческой касте наших предков.

Общее о Слове и Звуке

Приведу некое резюме. Слово в своём многообразии в иносказательной форме виделось нашим предкам Древом Мысли/Познания. А это процесс Творения. Именно наше сознание и внимание творят наш реальный мир. Где и на чём сосредоточено внимание там всё. Мир текуч, как вода, и изменяется под течением наших мыслей. Это и есть Магия. Деятельный (идейный) человек – это земная ипостась Творца. Поэтому все кто творят свой мир осознанно с помощью Слова и Звука – “Велесовы внуки”.

При изучении древнеславянского словаря я наткнулась на очень интересную информацию, которую считаю здесь уместно привести. Речь пойдёт о мантре Ом (или Аум). В индийских Ведах сказано, что «Ом -это Бог в форме звука». А сам символ Ом символизирует божественную триаду. Буддисты также используют мантру Ом. У них этот звук олицетворяет три тела Будды – тело, речь и ум.

А теперь внимание!
На древне -славянском языке современный вариант слова УМ пишется, как ОУМЪ (состоит из трёх звуков О, У и М) и имеет более широкое значение: ум, мысль, образ, разум.

В христианской Библии также есть упоминание о «Древе Познания Добра и Зла». Но именно через Слово мы познаём Добро и Зло, а значит участвуем в процессе обучения. У нас в русской культуре есть «красные»/(красивые, добрые) и «чёрные»/(злые, разрушительные) слова. Эта суть отражена в народной поговорке: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Сегодня в массе своей мы утеряли ключ к пониманию, и этим пользуются враги человечества. Слова и звуки способны нанести непоправимый удар не только по нашему психическому здоровью, но и по физическому состоянию. Они способны полностью изменить даже наше мировосприятие через искусство “войны смыслов”. Слово без звука не имеет той силы воздействия, которое даёт ему звук. Именно на этом принципе сейчас развёрнута невидимая война смыслов и слов врагами человечества, базирующаяся на подмене общепринятых понятий. Но если мы вспомним и введём в свою речь и мыслеобразы Слов, которые будут нас вдохновлять и освещать светом, наш мир начнёт меняться в лучшую сторону. Владеющих таким сакральным знанием, силой Слова и Звука, в древности на Руси называли Вещими (от вещать) и наделяли их эпитетом «велесовы внуки». Потомки древних ведовских родов по сей день почитают Велеса и обращаются к нему в уважительной форме «Велес – Батюшка»! Почему? Да потому что, Велес стоял во главе жреческой мужской касты Руси. Это Бог – Жрец (Волхв). Вот по этой причине его постарались вычеркнуть из памяти потомков – русичей. Первое, что было сделано – это уничтожена мужская жреческая каста, которая отвечала за “горизонты будущего”. Затем взялись за женское жречество, которое оказалось более гибким, тем спасло себя и донесло осколки знаний до наших дней, в том числе и о Велесе.

Тотем, знаки и символы Велеса

Тотемные животные Велеса: медведь, кот, филин (относятся к шаманизму/язычеству).

Знаки и печать: когти, лапа кота и медведя (относятся к шаманизму/язычеству).

Изначальные (ведовские) символы: древо Познания, руны (резы) – магический алфавит, образы букв алфавита, Слово и Звук, Светоч (свеча), символизирующая свет Истины. Семя – ещё один символ Велеса. Напрямую связанное, со словом и мыслью: – “Что посеешь, то и пожнёшь!”.

Части тела человека: мозг (относится к ведовству)

Музыкальные инструменты – гусли, дудочка, свирель (относятся к ведовству).

Волк не является тотемным животным Велеса. Так как в славянском мировоззрении относится к хтоническим животным. Волк – верный “пёс” Черно-Бога.

DINA
Оцените автора
Ведовство и Родноверие
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий" Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.