Зимние Святки. Народные традиции. Их корни и значения.

Зимние Святки – время волшебства

Наверно каждый ребёнок с замиранием сердца ждёт новогодние праздники! Это время подарков и волшебства. С возрастом многие из нас утрачивают этот волнительный трепет. Однако когда это время вновь приближается, то всё вокруг преображается! Нас охватывают приятные хлопоты, вокруг слышится смех, много улыбок и главное все ждут проявления чуда. И так было с незапамятных времён.

Сегодня как никогда важно помнить и знать корни своей культуры. На мой взгляд только это поможет сохранить свою идентичность среди других народов и культур. В особенности в век засилья идеологий и технологий чуждых самой природе человека вне зависимости от его национальной и религиозной принадлежности!

Это статья будет полезна в качестве ознакомления для тех, кто интересуется народной культурой великорусов. В этой статье вы не найдёте сути праздника с точки зрения христианской культуры.

Зимние Святки в народном календаре стоят в противовес Зелёным (летним) Святкам. Длятся они 13 дней, с Рождества и до Крещения, то есть с 25 декабря по 6 января, по старому стилю. С 7 января на Руси начиналась пора свадеб «Иван – Бражник», кульминацией которой была Масленичная неделя. Зимние Святки тесно переплетены с христианскими праздниками, также как и Зелёные Святки.  Этот период знаменателен тремя всем известными праздниками: Рождество, Новый год и Крещение.

Солнцеворот и Коледа

В первую очередь наши прадеды отмечали астрономический праздник «Солнцеворот», другие его названия солоноворот, поворотник, поворот. Именно на этот праздник накладывается христианский праздник, именуемый Рождеством Христовым. А период этот именовался Колядками. Вечер 24 декабря слыл вечером Коледы. Если обратиться к этимологии, то получается интересный смысл слова: коло – колесо, круг, хоровод (вел. рус.); Д – добро; Аз – изначалье, исток. Получается, что Коледа это период поворота (разворота) солнца на исток Добра. По старинному преданию в этот день «солнце поворачивается на лето, а зима – на мороз». С точки зрения мировоззрения наших предков зима есть ночь года, мрак. Самая тёмная ночь в году – это астрономическая полночь года, от которой астрономические часы начинают новый отчёт, нового солнечного цикла. Невидимая стрелка от мрака ночи медленно, но верно движется в сторону «рассвета», а значит к Добру.

В тайных мистериях колесо символизировало круг, который в свою очередь символизировал «время без границ». Другое значение круга – ноль (мат. велич.), сакральное значение которого «семя» – исток/начало нового.

Примечательно то, что в Новгородской и Вологодской губерниях Зимние Святки ещё в 19 веке назывались Кудесами. Согласно этимологического словаря кудеса это чары, колдовство, чудеса, рождество. Мы видим, что этот период был полон чудес, так как в эти 13 «святых вечеров» зарождается новый мир, в котором всем людям суждено будет жить в новой реальности в течение следующего астрономического солнечного года.

Анастасия узорешительница и “рождение” нового Мира

Народная память Белой Руси зафиксировала осколки древнего обряда почитания некой святой Анастасии узорешительницы. Как гласит народная мудрость, молитва-обращение к этой святой способствует благополучному разрешению от бремени. В день этой святой 22 декабря, праздновался праздник повитух. Где-то повитух посещали женщины, которым в течение уходящего года они помогли разродиться, и одаривали их подарками в знак благодарности. В других местах повитуха сама посещала женщин и их деток, которым помогла родиться на свет с пожеланиями здоровья и счастливой доли.

Анастаси́я – женское русское имя, которое означает «возвращение к жизни, воскресение, возрождение», то есть та, что возрождает или способна возродиться. Кстати, в волшебных сказках, записанных в северных регионах, встречается сказочная героиня Настя/Анастасия/Насто с эпитетом прекрасная или мудрая, у которой «По локоть руки в золоте,/По колено ноги в серебре,/На макушке ясно солнышко,/На височках ярки звёздочки,/На каждом волоске по жемчужине».

Великая пряха

По древнему архаическому верованию в самую тёмную ночь года, с 21 на 22 декабря, Солнце умирает, около трёх дней отдыхает и готовится к новому воплощению. Примерно с 24 на 25 декабря Солнцева Мать (Лада) рождает Солнце в новой форме или пробуждает его обновлённым от долгого сна. Вместе со Светом нарождается и новый Мир, то есть новая Жизнь. Великая Пряха Мира, Мокошь Премудрая, садится за свою прялку в Святые дни, чтобы выткать полотно судьбы нового года. Ибо земная история ткётся на Небе. Её нити – это люди и их судьбы, которых она переплела в воедино. Узоры на полотне – это события, которые произойдут в новом году. Они косвенно или прямо коснутся каждого живущего человека на Земле.

За три дня до Рождества (21/22 декабря по старому стилю) спускается она с Неба на Землю и ходит по ней, заглядывая в дома и наблюдая за людьми, внимательно слушая их намерения на будующий год.

Вот почему наши предки этот период считали особым временем, когда жить следует осмот­рительно и придерживаться запретов и табу в течение этих 13 дней. В народной памяти зафиксировалось, что нарушение правил вело к уродству и смертности скота и даже детей. Но одним из главных табу был строгий запрет работать женщинам с нитками с Рождества до Крещения. То есть нельзя было шить, прясть, вязать узлы. Почему? Да потому, чтобы не разгневать и не мешать «ткать и вышивать» новый Мир Великой Пряхе.

Согласно народному преданию, спустившись с Небес, она обходит хозяйства людские: на скотьем дворе гладит коров да овец и приговаривает при этом будут ли они здоровы (в наступающем году), в амбарах заглядывает в закрома и приговаривает, будут ли эти лари полны или пусты. В баньке она парится, а в избе хлопочет. Смотрит внимательно, как хозяева с хозяйством управляются, всё ли у них по добру, да по чести ведётся. У печки любит похлопотать. Знающие говорили, что нужно спрятаться за печкой или на печи и внимательно её слушать, что она рассказывает: будет ли дом с достатком или станет беднеть, все ли жильцы дома переживут грядущий год. Для неё готовились угощения, чтобы задобрить Великую, чтобы она довольной осталась и худого для домочадцев не напророчила при формировании полотна Судьбы. Также перед Святками женщины дом намывали и старались закончить всю женскую работу. Хозяин тоже старался привести двор в порядок. Если занимались какими-либо промыслами, то их откладывали до окончания праздничного периода. В Святки наши предки делали только самые необходимые домашние работы.

Волчьи дни

Но у этого периода есть ещё одно название – «волчьи дни». О чём это говорит? Дело в том, что по мнению наших предков с осеннего Равноденствия власть над Миром людей переходила в руки тёмной стороне. Открывались тайные проходы и из Недр Земли в Мир людей на волю устремлялась вся нечисть. По Миру людей гуляли сестрицы Лихорадки (болезни), Страх, Морок, Голод, Злыдни…

Позже их в христианской идеологии заменили на чертей и бесов. Всё это суть слуги Старухи, у которой тоже много имён. Вот например одно из них, – тетушка Могила. Этот эпитет Смерти, который использовали великорусы. Она тоже пряха, но только ткёт она саван… Кстати снег нашими прадедами воспринимался саваном, которым накрывало землю.

Зимние Святки. Народные традиции. Их корни и значения.

Её избушку охраняют верные ей полуночные псы.  Она след людской крадёт и расставляет силки, чтобы словить души человечьи, тем самым лишая людей разума.

По глубокому архаичному верованию уходила Старуха в прорубь, где-то в колодец – вход в иной Мир. А Премудрая Мокошь на Небо, в Богоявление.

Два раза в году встречаются Свет и Тьма, Жизнь и Смерть, для того, чтобы помериться своей силушкой, да премудростью, определить судьбину людскую в главные моменты астрономических часов, Зимнее и Летнее Солнцестояния. Вот и лютует Тьма, зная, что Колесо года в сторону Света-добра повернулось, что время их истекает. Когда-то наши предки знали об этой сути временного периода и считали это время сакральным, опасным и таинственным. Во время перехода требовалась защита от сил потустороннего мира. Так как сила Света только нарождалась и была мала и слаба. Поэтому у наших предков в святочные вечера было принято рассказывать сказки. Например, мне рассказывала одна пожилая уроженка ярославской земли, что в её детстве бытовало поверье о том, что рассказанные волшебные сказки в святочные вечера образовывали вокруг дома защитный магический круг-оберёг. Для снятия «защиты» по утрам в доме загадывали загадки, и каждая правильно отгаданная загадка, одна за другой, снимала магические круги, которых должно быть не менее трёх.

Обряд колядование

А что желательно было делать, чтобы новая реальность «народилась» доброй и щедрой? То, что сохранилось в народной памяти вплоть до наших дней и даже заново пытаются возродить в некоторых местах – это обряд колядование. Группа людей, как правило молодых, ходили по домам и исполняли особые поздравительные песни. Знающие хозяева с добрым сердцем ждали такую группу и щедро её одаривали приготовленными сладостями и не только ими. Эта группа относилась к категории «чистых» ряженых.

Ряженые
Ряженые

А была ещё группа ряженых, которую в деревнях именовали «нечистой». Она изображала свиту Старухи и как правило позволяла себе хулиганства. Вплоть до того, что пугали прохожих на улице и хозяйских детей. Особенно в этот период была распространена «тайная милостыня». Поэтому ещё одно название этого периода – Щедрый. Это и есть настоящая магия – чудо, которая разворачивается в нашем людском сознании. Дело в том, что те установки и идеи, на которых базируется наше мировосприятие в итоге превращаются в эту самую реальность с соответствующими событиями и результатами в окружающей нас действительности. Этот закон прописан в народной пословице, с пояснением ведовского учения:

«Помни человече, что мысль твоя сильна! Что посеешь, то и пожнёшь. Мысли твои чёрные в душе травой сорной прорастут, добрые – хлебами золотистыми!”

Вот и старались наши предки в этот период в мыслях своих «хлеба золотистые» сеять, вокруг всех оптимизмом заряжать. Выше я писала, что «семя» – символ Света/Добра. Кстати, отсюда и обряд обсыпания зерном друг друга или хозяев дома с пожеланием благополучия. Подытожим, если в этот период от чистого сердца желать близким, друзьям и всем людям добра во всех жизненных начинаниях, то нарождающийся год будет удачным. Дарите близким и друзьям доброту, заряжайте вокруг себя пространство оптимизмом! В этом главная идея этого праздничного периода!

Гадания

А если Великая Пряха «прядёт» в этот период каждому новую долю в новом году, то как же удержаться, чтобы не полюбопытствовать!?  Молодёжь всегда хотела знать больше положенного, особенно девушки.

Святочные гадания на воде
Святочные гадания на воде

Поэтому этот период символизируется гаданиями. Особенно девушек волновал вопрос «суженного-ряженного». Кстати, гадание на зеркалах в Россию пришло с Запада и данный обряд относится к колдовству, а не к ведовству. Великорусы из покон веков гадали на воде, то есть на водной глади, которая имела зеркальную поверхность. Для этого из проруби на рассвете приносили «молчанную» воду, которую готовили заранее. Вечером ведро ставили так, чтобы в воде отразился месяц и звёзды. Ведунья на воду накладывала особое слово и затем гадающий смотрел на водную глядь. Гадающий мог увидеть все значимые моменты своей судьбы. Ведь нити судьбы прядутся с рождения. А в этот период Небо открыто и на водной глади, как в зеркале с помощью потаённого слова отражается личное полотно Судьбы. Ещё лили олово в ночь на Новый год. Вода, оставшаяся после литья олова, называлась «оловянной». Её бережно собирали и часто использовали для дальнейших магических действий.  Стоит знать, что все сны в эти дни были особо знаменательными, то есть вещими. Вообще большая часть святочных гаданий в той или иной форме была связана с водой. Обращались, слушали обеих Прях.

Со временем, постепенная потеря сакральных знаний привела к тому, что люди перестали понимать к кому обращаются. Таким образом всё превратилось в так называемую «бесовщину». Про обряд гадания на «молчанной» воде мне рассказала мастерица ярославской земли. Её мать владела данным обрядом и считала, что наиболее верное гадание можно получить во время Зимнего и Летнего Солнцестояний.  Также она рассказала, что её мать говорила о том, что узнать будущее можно через «слушание Старухи» у проруби или колодца. Но для этого нужна смелость.

Новый год или Васильев вечер

Канун Нового года во многих уголках России назывался Васильевым вечером или богатым вечером, но в некоторых местах Овсенем или Таусенем. Этот вечер знаменовался обильным (щедрым) столом с кушаниями. Вся семья собиралась за ним и чествовала Василия и его мать. Стоит отметить, что имя Василий греческого происхождения и на Русь занесено из Византии первыми христианами. Обозначает оно «царский, царственный». Есть упоминание, что в некоторых белорусских обрядовых песнях, посвященных этому периоду, Василий заменил Юрия (Ярилу) рассевающего зерно, а с зерном довольство (благополучие), отмыкающего землю, разверзающего утробу её для плодородия. Эта обрядовая песня восходит к древнейшему мифу о солнце-младенце, ранее я освещала этот миф. То есть в канун Нового года, 31 декабря, наши предки чествовали народившееся Солнце – Ярилу и его мать и справляли обрядовый праздник “родины или бабины”. Так как ещё с ведических времён рождение ребенка было одним из главных праздников в жизни любой славянской семьи. По этой причине в Васильев вечер за праздничным столом собирались все домочадцы, чтобы от всего сердца пожелать всего самого наилучшего Солнцу-младенцу и его счастливой матери. Потому что Солнце – это свет. Не будет света, не будет жизни. Наши прадеды Солнце всегда ассоциировали с жизнью и со стихией огня. А огонь – это энергия.

Праздник Мёртвой воды (Крещение)

Нет наверно ни одного русского человека, который бы не знал о празднике Крещение и о том, что в этот день принято купаться в проруби. Хочу обратить внимание на то, что у католических христиан такого обряда нет. Не купаются они в проруби! Тогда почему православные христиане купаются в проруби?

Да потому, что этот обряд существовал в народной культуре ещё до христианства и назывался праздником «Мёртвой воды». Он стоял в противовес празднику «Живой воды» – сбора и купания в росе в период Летнего солнцестояния.

Какова суть этих двух обрядов?

Эпизод сказки
Эпизод сказки

Суть эта отражена в русской волшебной сказке «Иван-царевич и серый волк», в эпизоде, где волк требует от ворона принести ему два сосуда, с мёртвой и живой водой. Помните, что сделал волк? Он вернул Ивана к жизни, то есть «возжёг» его огонь жизни. С точки зрения человеческой природы огонь формирует энергетическое тело человека. Согласно сакральным знаниям русских ведунов, это отражено и в заговорах. Вместилищем «внутреннего огня» в теле человека являются сердце, кровеносная система и органы пищеварения. Причём желудок – это “печь”, куда закладывается “еда-топливо” для поддержания внутреннего огня. Недаром при болезни и смерти человека наши предки говорили, что он тухнет или потух.

Получается купание в проруби – это магическое действие. И если обряд «купание в росе» совершали девицы и молодухи, с целью увеличения привлекательности или славутности, то ведуньи росу собирали для лечения больных.

Тоже самое происходило перед крещенской заутреней. Самые отчаянные девушки у проруби на рассвете совершали обряд на поднятие привлекательности, обливаясь ледяной водой. Они верили, что после этого обряда приобретут силу очарования и выйдут замуж в течение года. Но делали это только самые отчаянные. В большинстве своём этот обряд во время Святок проводился в бане с использованием талой воды. Видно, что в эти два календарных периода вода играла очень важную роль в жизни наших предков в приобретении нового состояния души (духа) на очередной календарный период.

Зимние Святки. Народные традиции. Их корни и значения.

Но обряд купание в проруби совершался и совершается как мужчинами, так и женщинами. Изначально купа­ния в проруби рассматривалось, как получение здоровья и привлекательности, и вперёд всего совершался только женским полом. Но во времена христианства обряд стал претерпевать изменения и стал восприниматься как «очищение от грехов». Здесь уже виден переход из народной культуры (язычества) в христианскую.

В этнографических источниках 19 века зафиксировано, что практически по всей Руси в деревнях под Крещение, в Богоявленский вечер, старушки собирали снег. Они считали, что он способен избавлять от недугов – онемения в ногах, головокружения, судорог. По верованиям силу это вода получает в самую полночь в канун Рождества и Крещения.  В этот период также раскрывается небо и исполняются высказанные в эту минуту желания. На ярославской земле это поверье бытовало ещё в конце 20 века. Считалось, что в Богоявленский вечер открыты небеса и глядя в небо можно загадать заветное желание. И оно обязательно должно исполниться в течении года. 

Послесловие

Приведённые выше обряды и поверья, связанные с водой и не только, в святочный цикл у великорусов, указывают на сохранившееся в народной культуре древнейшие элементы мировоззрения. Я позволила себе дополнить их недостающими элементами из сакральных знаний русских ведунов – хранителей народной культуры. Поэтому большая часть информации уникальна и вряд ли вы её найдёте на просторах интернета. Для чего это я сделала? Для того, чтобы максимально полно показать картину и значимость этого календарного цикла для наших предков. Но конечно всё объять невозможно, хотя бы по той самой причине, что культ матриархата сменился культом патриарха. На что указывают обряды направленные на почитание Николы зимнего и Спиридона. По этой причине многие обряды не понятны и где-то даже противоречивы друг другу. Эта как раньше во время зимних забав лепили снежную Бабу, а потом стали лепить Снеговика. Но первоначальна была Баба-Пряха, так как она изначально символизировала женское начало!

DINA
Оцените автора
Ведовство и Родноверие
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий" Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.