Морена – Богиня Смерти и Болезни у Славян

Мара-богиня смерти и болезни

Смерть – это трансформация, для современного человека часто болезненная. Для наших предков она была всего лишь сменой мерности. Конец одного цикла жизни и начало зарождения нового. Но сегодня у живых она вызывает чувства страха и боль утраты, у тяжелобольных избавление и надежду, для кого-то урок… Попробуем поговорить о Смерти.

Из этнографии

Мурена, Морена, Мара, Марзана – была известна Словакам, Чехам, Полякам, Восточным славянам. Славяне отмечали праздники, посвященные этой богине. Так замирание природы наши предки соотносили с Марой, а весну с Ладой (у южных славян Жива), олицетворяющей жизнь.

Согласно этнографическим источникам, имя богини смерти лучше всего сохранили западные славяне. В местечке Лаузице, сегодня это немецко-польская граница, была гора, носящая имя этой богини. В 18 веке на этой горе был найден кумир богини Мары, который представлял из себя женский бюст из глины , одетый в кафтан, со спокойным выражением лица. С головы, почти от самых глаз до пояса, свешивалось назад покрывало, оставляя только одно лицо.

Мара со свечами жизни

В Кр. Рукописи приведён стих, который отражает состояние после физической смерти с точки зрения верований наших пращуров: наше состояние за гробом чёрная ночь; эта чёрная ночь есть могила. Наши предки человеческую жизнь олицетворяли с белым светом и верили в то, что для каждого из нас уже готова могила. А значит судьба каждого предопределена и век каждого отмерен.

Итак Морена связана с ночью. Её время в сутках ночь, в годовом цикле – период поздняя осень и зима, в человеческом естестве ночь – смерть. В нашем фольклоре остались заметные следы, описывающие “ночь” в годовом цикле. К этому конечно относятся поверья, обряды осенне-зимнего периода. Понятия Жизнь – Смерть краеугольным мотивом проходят по всем аспектам бытия. Людей всегда волновали вопросы: “Есть ли жизнь после смерти тела? А что дальше? Откуда мы приходим и куда уходим? и т.д.”

Наши пращуры были верующими людьми, они верили в единого бога Творца Рода и признавали законы Мироздания. Опираясь на закон соответствия «Что наверху — то и внизу, что внизу — то и наверху» наши предки внимательно наблюдали за природными процессами происходящими вокруг. Они видели, как замирают деревья, растения каждый год с приходом холодов, и как весной они оживают (просыпаются) под тёплыми солнечными лучами. Эти наблюдения также повлияли на основу верования о том, что смерть – это всего лишь переходное состояние, подобное сну.

По этой причине изначально новый год начинался весной. Это было торжество энергии Жизни над энергией Смерти, Лады над Марой. Именно в марте, в Масленицу, наши предки торжественно выносили чучело Морены и сжигали его. Где огонь символизировал лучи солнца, от которых таяла и убегала старуха – зима с лица Земли. Например в Орловской губернии был зафиксирован очень интересный весенний обряд. Девицы, при наступлении весны, бегали ночью по полям с кочергами и мётлами, и гоняли смерть.

Начало зимы наши предки соотносили с Покровом. Главным сигналом прихода Морены на Землю считался первый снег. По народным поверьям приезжает зима на пегой кобыле, сыплет из правого рукава – снег, а из левого – иней. Следом за нею бегут метели-вьюги, символизирующие в нашей мифологии медведей и волков. С зимних Матрён (7 ноября) зима встаёт на ноги – глаголит народная мудрость. В Белоруссии, когда Покров накроет избу, праздновали праздник смерти и кормили дзядов (дедов). Как видим в белорусском фольклоре чётко зафиксирована связь христианского праздника Покрова Богородицы с приходом Морены на землю. Забегая вперёд скажу, что у нас, у русских, эта информация осталась только в ведовстве и белый покров соотносится с саваном Мары. А раз наступило время Морены, значит каналы связи с миром нави отрыты. По этой причине в народном фольклоре славян, да и у других европейских народов, находим период когда стирается грань между миром живых и миром нави (предков). Аналогичные обряды поминания усопших находим и у балтийских славян. Так Э.А. Вольтер в своём труде приводит следующую информацию:

У латышей октябрь месяц назывался «Walla-Manes» или «Semlicka-Manes», когда они по своему обычаю, угощают души покойников, призывая их из гробов. Эти поминки продолжаются 24 дня и называются также «Deewa – Deenas» Божьи дни. Время родительских поминок начиналось с Михайлова дня и длилось до 28 октября. Некоторые 4 января (по новому стилю), в день всех душ, в запертой комнате, устраивают длинный стол, уставленный по обыкновению у них самыми лучшими угощениями, приговаривая «угощаю души своих прародителей». Затем выходили и оставляли яства на ночь. Утром заходили в комнату и смотрели, если еда не тронута, то находили в этом большое счастье, и благословение, а если нет, то ожидали несчастья. Выражение «вела – манесс» или велу-лаjкс происходит от слова велис – покойник и манесс – месяц, лаjкс – время.

Источник: Э.А. Вольтер «Материалы для этнографии латышского племени Витебской губернии” Том 1, 93 стр.

Этот период начинается где-то с начала октября, после осеннего равноденствия, а его кульминация приходится на Зимнее солнцестояние, после которого наступает постепенное угасание с возрастающей “силой” солнца. По поверьям наших предков весна – Лада даёт первый бой Морене – зиме 15 февраля (Сретение). Но весна ещё слаба, поэтому разгневанная Морена лютует в феврале (февральские морозы) и только к весеннему равноденствию сдаётся полностью. В разных географических местах начало весны отмечалось в разные периоды, но главным фактором являлось таяние снегов, прилёт птиц, набухание почек на деревьях.

Из русского ведовства

Чтобы объяснить суть Мары, именно так она именуется в ведовстве, нужно коснуться темы миров. Дело в том, что у нас в русской народной культуре эта тема завуалирована и увидеть её осколки могут только те, кто в теме. Так все знают, согласно наших русских народных сказок о трёх Царствах (Золотое, Серебряное и Медное), но мало кто понимает, что речь идёт о мироустройстве. Из наших сказок все знают про Змея-Горыныча, который живёт в горе, но мало кто понимает, что он с точки зрения славянского мироустройства (космогонии) олицетворяет мир уничтожающего огня. А в наших сказках и сказах есть описание и подземных миров, так один из них это мир мёртвых, где хозяйка Мара. Именно из этого мира можно получить знания от мёртвых. Но нужно понимать, что за эти знания Мара всегда требует плату!

В статье про Род я писала, что Творец вместе с Рожаницами сотворил (породил) Мир, то есть упорядочил изначальный хаос. В некоторых преданиях говорится, что вместе с созидательными силами появились силы, которые пытаются нарушить установленный порядок, тем самым способствуя переменам и развитию. К этим силам относится и Мара.

К аналогичным богиням, с которыми на мой взгляд соотносится славянская Мара, являются: скандинавская Хель, немецкая Госпожа Хольда, карело-финская Лоухи – Хозяйка Похъёлы.

Мир Мары мрачное место, но там никто не мучается, т.к. туда попадают все, кто не пал на поле битвы и не умер насильственной смертью. Туда попадают те, кто умер от старости или от болезни. Мир Мары – мир мёртвых, а для живых мертвые – часть прошлого (мир предков). Если рассматривать с точки зрения сил, то Мара олицетворяет те разрушительные силы, которые совершают необходимый акт перемен. Так как она хозяйка Мира прошлого, то в большинстве случаев она и её дочери Лихорадки олицетворяют неусвоенный опыт и нерешённые проблемы, а также отрицательные эмоции, подавленные или открытые. Часто нам больно иметь дело с этими эмоциями, они влияют на нашу жизнь через наше поведение и отношение к этому миру. Бывает и так, что корни разрушительных сил уходят в прошлые воплощения не только самого человека, но и в род, к которому он принадлежит. Её мир – в человеческом естестве уподоблен коллективному бессознательному. Она олицетворение тёмной женской силы, которая противостоит созидательной. Поэтому Мара тесно связана с разрушительной женской магией, с колдовством. Она первая ведьма (колдунья). Если Лада символизировала нежное любящее сердце, то Мара каменное, то есть жестокосердное, злобное. Отсюда выражение яра Мара, то есть гневная, озлобленная Мара. Из древнерусской письменности дошло следующее описание зимы – Мары:

«Зима-же подобна жене-мачихе злой и нестройной, и нежалостливой, яре и немилостиве; егда милует, но и тогда казнит; егда добра, но тогда знобит, подобно трясовице, и гладом морит, и мучит грех ради наших».

Источник: А. А. Коринфский “Народная Русь”

Ещё одно народное выражение, символизирующее суть Мары “змея-подколодная”. Гадюка – символ Мары, а также ящерица. Ведовское предание так характеризует мир Мары: Чертоги её железным частоколом (тыном) обнесены, высотой от земли до неба и от неба до земли. “Копья были там столбами, змеи были там жердями, их гадюками скрепили, ящерецы вместо связок и играют все хвостами и шипят все головами. На земле простёрлись змеи, растянулися гадюки, вверх подняв язык шипящий, а хвосты внизу качают.”

Мара с жертвенным черепом

Марины тыны (частокол) – суть препятствия на Пути идущих, преграда для несведущих (неготовых) и укрепляющие Ведающих. Терем её огорожен столбами, и по черепу на каждом, лишь один пока не занят – твой огонь там будет гаснуть… Мёртвая голова – жертва, так или иначе приносимая Маре её верными слугами тётушкой Обидой и Страхом.

У иных же, ослеплённых Маятой, переступивших Меру, Морена силой отбирает их жизнь, здоровье, близких, друзей, достаток, уважение, украшая их головами свободные частоколы. И поэтому второе её имя – МЕРА! “Тот, кто не знает меры, ждет в гости Морену!” Она людскую жизнь отмеряет, нить жизни обрывает, саван ткёт. Поэтому ещё одно её имя Недоля. Её слуги – Обида, Боль, Маята, Морок, Страх…. Её дочери – Лихорадки.

Покров Мары и его отличие от покрова Зари

Такие понятия, как морок, мрак берут своё начало из имени славянской богини мёртвых Морены (Мары). В понимании этих значений лежит один основополагающий смысл “покрытие”, то есть покрывало – покров Мары. Выше я писала, что он символизирует саван. В нашей культуре до сих пор принято покрывать покойника полностью белым покрывалом, который как раз и символизирует покров Мары.

В статье про Зарю Заряницу я коснулась темы защитного обряда “Покров Зари”, который делали наши предки на Покров. Думаю у пытливого читателя возникнет вопрос: “В чём разница между этими покровами”, которые действовали в одно время. Суть этих покровов уходит в понятие мироустройства, где Жизни (Ладе) противостоит Смерть (Мара). У каждой своё время, но Лада, олицетворяющая любящее сердце Творца Рода, не может бросить своих детей на произвол разрушительным силам. Так решено свыше, всегда около людей находится рядом её дочь Заря – Заряница от лучей которой разбегается вся нечисть, в том числе и дочки Мары Лихорадки, которые начинают мучить людей болезнями. Именно поэтому в период царствования на земле Мары делали ведуньи защитный покров Зари, который укрывал живых от хладного взора Мары и её дочек. Изначально фата невесты на Руси была розовой, символизирующая покров Зари. Девушка, входя в род мужа, не теряла связь со своим родом, но становилась берегиней для рода мужа. Позже фата стала белой и символизировала переходное состояние для девушки из одного рода в другой. Отсюда в народе появились поговорки:

“Выданная дочь – отрезанный ломоть”

“Дочь чужая добыча”

“Дочь чужое сокровище”

“Сын глядит в дом, а дочь глядит вон”

Народные поговорки

Девушка входила в семью мужа, как новоиспечённая, свадьба часто воспринималась, как похороны для девушки, особенно если ещё и союз был не по любви. Не просто так в народе зародились поговорки про “свекровь – матушку”:

Чужая сторонка без ветра сушит, свекровь-матушка без петли мучит. 

Богородица Покров — дай мне смирную свекровь.

Свекровь злится, что невестка веселится.

Удивительное явление, когда меж невесткой и свекровью разумение.

Народные поговорки

А ведь должна свекровь для невестке быть второй матерью. Да и невестка, должна к свекрови, как к матери относится. Но вектор отношений изначально закладывает род мужа, а именно его мать. Именно от матери мужа часто зависело, да и сейчас тоже, как сложится семейная жизнь сына. Вроде бы какая мелочь цвет фаты, а какой глубинный смысл несёт. У старообрядцев встречается икона Покров Богородицы багряного цвета, символом огненной (солнечной) стихии, а общепринятый – белый.

Подытожим. Если одни на Покров ставили защиту, то другие “накрывали саваном”. Приведу яркие строки-шифры  поэта-старообрядца Н. Клюева для понимания сути:

«Горбясь, шьет старуха/ Мертвецу убор./ Холст ледащ на ощупь,/Слепы нить, игла…/ Как медвежья поступь,/ Темень тяжела/.» или

«Тянусь к зловещему окну./ И вижу: тетушка Могила/ Ткет желтый саван, и челнок,/ Мелькая птицей чернокрылой,/ Рождает ткань, как мерность строк./ В вершинах пляска ветродуев,/Под хрип волчицыной трубы./ Читаю нити: “Н. А. Клюев,- Певец олонецкой избы!/”.

Источник: стихи Н. Клюева 25 марта 1937

Последними строками Н. Клюева отсылаю читателя к статье о Роде, где я коснулась вопроса нитей жизни и о том, что у каждого есть свой срок, который отмерен при рождении Велемудрой Мокошей. Только она знает когда будет готов саван каждого из нас и только в её воле, ускорить работу Мары или замедлить. Поэтому Мару можно соотнести с тёмным ликом Мокоши, и опять находим подтверждение в стихах старообрядца Н. Клюева:

Тысчу лет живет Макоша-Морок, След крадет, силки за хвоей ставит,
Уловляет души человечьи

Символы Мары

  • Символы: саван, могила, череп, серп, веретено/игла, прялка
  • Зооморфный вид: гадюка, ящерка, коза, сова, галка.
  • В человеческом естестве: подсознание (психика), отрицательные эмоции
  • Время года: c осеннего равноденствия по весеннее равноденствие, пик – ночь перед зимним солнцестоянием.
  • Время суток: ночь, вечерние сумерки
  • Светило: лунный серп
  • Метал: медь
  • Стихии: земля (пещеры, воронки, ямы) и вода (болота, трясины, тёмная вода)
  • Образы в мифологии: один из трёх образов Бабы Яги, Змея Скоропея.
DINA
Оцените автора
Ведовство и Родноверие
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий" Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.