Волос – бог мастеровых и купцов

Изображение Бога Волоса

В этой статье я попытаюсь раскрыть глубинную суть, зашифрованную в имени Волос.

Отношение к Волосу киевской аристократии в X веке

В предыдущей статье о Велесе мной была приведена историческая справка, которая полностью посвящена Волосу, при желании с ней можно ознакомиться. Здесь же я хочу привести интересный отрывок из историографического труда О.М. Рапова, который на мой взгляд приоткрывает одну из ролей бога Волоса и отношение к нему киевской аристократии в X веке.

«К концу Xв. население Киевской Руси разделялось как бы по вертикали на различные слои. Верхи общества считали для себя необходимым обращаться с просьбами и молитвами к одной группе богов, низы – к другой. Если для русских феодалов Род и Рожаницы не представлялись существенными богами, так же как с Сварожич – покровитель кузнечного дела, то земледельцам Перун должен был казаться второстепенным божеством. Интересно, что на киевском капище не была поставлена статуя Волоса, хотя, казалось бы, богу, покровительствовавшему накоплению всяческих богатств, там должно было найтись место. Тем не менее для статуи Волоса места рядом с дворами высшей княжеской знати не нашлось. Однако Волосов кумир во времена Владимира стоял в Киеве. Правда, не на горе, а на Подоле, там, где жили ремесленники и торговцы. По свидетельству одного из житий, великий русский князь во времена крещения киевлян «Волоса идола, его же именоваху скотьим богом, веле в Почайну реку въврещи». Почайна как раз и протекала подле Подола.

Волос был более почитаем у «демократических слоёв населения» Киевской державы. Он, по-видимому, покровительствовал не только скотоводам, но и купцам, отчасти земледельцам, а также считался покровителем музыки и песен. {…} Всё это должно было шокировать киевскую знать, которой казалось оскорбительным наличие идола «пастушьего», «плебейского» бога в аристократическом районе Киева. Ведь поклонение Волосу фактически приравнивало жителей Горы к жителям Подола. А это киевской знати, стремившейся к ещё большему возвышению, было неприятно. Кроме того, идол Волоса, если бы он был поставлен на Старокиевской горе, должен был бы привлекать в аристократический район Киева массы богомольцев как раз из числа простых горожан, желавших помолиться и пронести жертвы именно этому богу. Данное обстоятельство привело бы к тому, что район проживания знати фактически превратился бы в своеобразный проходной двор, по которому в течение дня постоянно сновали бы нищие, надеявшиеся обогатиться с помощью Волоса, пастухи, земледельцы, мелкие торговцы, «свободные художники» и прочие люди, присутствие которых на данной территории было для киевских феодалов нежелательным. Поэтому-то идол Волоса и не был поставлен на холме возле теремного двора Владимира.»  

Русская Церковь в IX первой трети XIIв. Принятие христианства 1988:40-41стр.

Что значит “скотий” Бог

И так О.М. Рапов, опираясь на христианские летописи и труды историков 18-19 веков отмечает, что Волос покровительствовал накоплению всяческих богатств и к нему применялся эпитет «скотий» бог, эта информация зафиксирована в нескольких летописных источниках.

Для того, чтобы осознать глубинный смысл, который виделся нашим предкам, надо разобраться в том, какой посыл они вкладывали в слово «скотина». Под «скотиной» наши предки понимали группу прирученных диких животных, то есть тех, кого одомашнил человек. По славянским верованиям Волос был покровителем всех земных тварей. Это значит и одомашненных, и диких животных. С точки зрения русского ведовства он мог принимать образ ЛЮБОГО ЖИВОТНОГО, хоть домашнего, хоть дикого. Следовательно, нет конкретного тотемного животного, есть приоритетные. Отсюда напрашивается первый вывод, что Волос – это бог земли.

В древних религиях, славянская не исключение, домашний скот был мерилом благосостояния. В статье про Велеса я приводила информацию из «Сказания» про г. Ярославль, где говорится, что жители Медвежьего угла в жертву Волосу приносили тельца и телицу.  Предполагаю, что из этого верования у сельского населения Руси закрепилось мнение, что количество домашней скотины определяет достаток семьи. Оно ещё бытовало в середине 20 века. Добавлю, что жители северных территорий, которых скандинавы именовали Gaardarikr, тесно взаимодействовали со скандинавскими народами, у которых богатство также выражалось в количественном выражении домашнего скота.

Другой момент, на который мало кто обращает внимание при интерпретации славянских названий и значений это то, что они применялись также и в иносказательной форме. То есть использовались не только в прямом назначении, но и в других плоскостях. Эпитет «скотий» не исключение. Здесь уместно привести русское выражение – осуждение: – «Ну ты и скотина!», – адресованное человеку, который опустился до уровня “животного”, потеряв человеческий и моральный облик, то есть нравственные аспекты. Сюда же относится и выражение «оскотиниться». С точки зрения русского ведовства, такой человек остановился в духовном развитии и стал деградировать. Живёт на уровне первичных инстинктов (добыча еды, размножение, развлечения), то есть находится под властью своего эго.

Что зашифровано в имени Волос

Вот мы и подошли к главной сути, которая скрыта в имени Волос. В этой области работа со славяно-церковным словарём мне не принесла никаких результатов. Подсказка неожиданно нашлась в славянском корнеслове А.С. Шишкова при разборе слова ВОЛОДЕТЬ – владеть. А.С. Шишков пишет: «…глагол владеть и слово власть происходят от слова воля и глагола деять, т.е. волю свою делать, поступать по воле своей».

То есть, частичка воло на древнеславянском означает воля. Чтобы понять первоначальное значение этого слова углубимся в “народное” наречие (язык). В словаре Даля приведена следующая информация: «Вольный – кому дана воля, свобода, самостоятельность, право, во всех значениях воли, независимый, свободный, самостоятельный, властный. Волить что, хотеть, желать, требовать, приказывать».

В балто-славянской этимологии есть корни/частицы *volstь «власть; обладание» и *volděti «владеть».

На карельском языке vol’a – воля, свобода; самостоятельность

А также пастбище, выгон; žiivatta jo on laškiettu ~ah скот уже выпущен на волю ‘на пастбище’; ~ah kävümmä, ~ašša bol’še gruwz’n’it kažvetah в выгон ходим, на выгоне больше грузди растут

В продолжении данной темы уместно привести известные строки христианского историка Захария Ритора (V век) из «Сирийских хроник», которые вошли даже в мультфильм «Детство Ратибора» 1973 г., Союз Мультфильм:

«Издавна мы, греки, называем богатырей сих- россичами или руссами. Мужи росские – доблестные воины. При набегах немного рабов взять удаётся от славян сих, ибо неволе предпочитают все они смерть».

Захарий Ритор (V век)

Из труда О.М. Рапова:

«Анализ византийских и восточных источников показывает, что славяне-язычники очень часто предпочитали смерть сдаче в плен неприятелю и превращению их в рабов. Согласно их религиозным убеждениям, со смертью на земле их существование не прекращается, а только переносится в иной, потусторонний мир, который представлялся им вечным. Причём на «том свете» они будут находиться в том же самом качестве, что и на земле в последний миг своего существования. Поэтому славянин – язычник предпочитал покончить жизнь самоубийством, если ему угрожал плен, чтобы войти в потусторонний мир свободным человеком.»

Русская Церковь в IX первой трети XIIв. Принятие христианства 1988:48 стр

Итак мы видим, что краеугольной основой мировоззрения наших предков руссов-язычников была свобода! Неволить, значит лишать свободы, делать человека рабом. Для наших предков не была страшна смерть, страшна была жизнь в неволе, то есть в рабстве! Этот принцип, мне видится, был славянской идеей наших предков до христианского периода. Если присмотреться к советским лозунгам, например, “Мы не рабы, рабы – не мы!”, то в их призывах вы увидите много сходного с тем, что базируется на идеях свободы наших предков до христианского периода.

Но человек может стать рабом не только физически, но и духовно. Пристрастия, эмоции, страхи могут лишить наш Дух свободы. Раньше старые люди говорили: «Дай человеку деньги и власть, а потом посмотри, что с ним будет», – то есть у многих можно увидеть процесс разложения личности. Это связано с тем, что в этом явном мире каждого из нас ждут испытания и вызовы – страстями, эмоциями, страхами. Сможем ли мы пройти эти испытания достойно? Зависит исключительно от каждого из нас. Тех, кто не справлялся с вызовами “награждали” эпитетом «скотина». Здесь чёткая параллель с домашней скотиной, которая привязана в стойле, а значит лишена свободы выбора. Её кормят, выгуливают, но, когда приходит час «икс», её забивают на мясо или приносят в жертву. Жертвенная индейка в день Благодарения в Америке из этой же “оперы”.

Домашней животине не нужно заботиться о своём пропитании, а значит перед ней не стоят жизненные вызовы, которые довлеют над дикими животными: «дерись, отстаивай или умри». Это отличает любое домашнее животное от дикого. Изначально дикий бык в халдейской культуре символизировал силу и мощь, позже став символом власти и могущества избранных. У руссов же эту функцию выполнял медведь – символ дикой звериной силы и мощи, который символизировал энергию животного начала природного характера. Эта Сила присутствует в каждом человеке. У рабов эта сила подавлена.

В человеческом социуме эта Сила проявляется в упорстве, настойчивости, волевой мощи, готовности отстаивать свои права и инициативы, брать на себя ответственность и доводить начатое дело до конца. В славянской философии это звучит так: – «Я могу, я Могута!». В западной – “я маг”, – одна из карт в колоде Таро, которая отражает процессы западной алхимии.

Например, женщину эта Сила наделяет в первую очередь плодоРОДием и возможностью рожать здоровое потомство, то есть воспроизводить здоровую нацию/этнос. А также способностью выносить тяготы и лишения в сложные времена.

Наиболее ярко она проявляется в сложные периоды, когда перед народом/этносом или государством стоят серьёзные жизненные вызовы. Её отсутствие или подавленность демонстрирует деградацию, иногда даже процесс вымирания этноса/нации.

Итак, с частичкой воло (воля) разобрались. Осталось понять какая буква на конце, C (слово) или S (зело). Ещё одну подсказку, при расшифровки, имени этого божества мне удалось найти в труде Н.И. Толстого «Славянские древности» 1 т., раздел «Боги». Автор приводит следующую информацию, которая проливает свет в данном вопросе. При изучении славянского фольклора: белорусских сказок, новгородских и ярославских преданий, удалось обнаружить миф о поединке Перуна с Волосом или Ильи со Змеем. Но более убедительный аргумент в пользу того, что Волос виделся Змеем приводится в описании миниатюры из Радзивилловской летописи, где сказано, что в изображении клятвы мужей Олега Перуном и Волосом, скотьим богом, Перун представлен антропоморфным идолом, а Волос – змеем у ног мужей.

Радзивиловская летопись

Можно предположить, если Волос виделся Змеем, то на конце его имени уместна буква S (Зело). Ещё в качестве аргумента можно привести то, что Волос символизирует процессы затрагивающие стороны материального мира. Слово же связано с речевой коммуникацией.

Итак Волос символизировал Змея, но с какого исторического периода? Нельзя игнорировать то, что христианские летописи языческих богов выставляли в противоположность своей идеологии – бесами, нечестью, поганью и т.д.. Тема змееборства присутствует и в христианской иконографии, например, Георгий Победоносец или Феодор Стратилат поражают копьём змея.

А ещё важно добавить, что среди историков есть мнение, что Волос славянами был заимствован у народа мери, которые исконно жили на территориях нынешней Центральной России. Медвежий Угол, Ростов, Углич – это все изначальные поселения этого народа, которые в те времена придерживались шаманизма, как ветвь финно-угорских племён. Которые в свою очередь тесно взаимодействовали с соседями – скандинавами, балтийскими племенами и с восточными славянами.

Интересно было сравнить написание буквы Зело в двух славянских алфавитах, глаголице и кириллице.

В дохристианском алфавите, в глаголице, звук Дз (Зело) изображался с помощью двух элементов. Первый элемент – это перевёрнутый треугольник, символизирующий древнейший образ лона/пещеры Великой Матери Земли в её созидательной функции. А второй элемент – это росток, который вырвался на волю/свободу, преодолев «родовые» пути Матери-Земли.

Согласно этимологического словаря Зело на церковно-славянском языке наречие в значении – очень, а вот на др. русск. зѣлъ сильный. Стоит обратить внимание на родственные слова из лат. gailas буйный , лтш. gails сладострастный,… (Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера)

Даль приводит следующую информацию: Зело – нареч., церк., ·стар. весьма, очень, сильно, крепко, больно, дюже. | сущ., ср. название осьмой буквы церковной азбуки, см. земля. Зельный, сильный, обильный, великий, крепкий, в сильной степени, в больших размерах. Зельно нареч. обильно… (Толковый словарь Даля)

Таким образом, опираясь на данные, приведённые из словарей Даля и М. Фасмера, очевидно, что буква Зело в глаголице символизировала обилие, силу, крепость и мощь, то есть созидательную силу природного характера о которой я толковала выше. Следующая за буквой Зело следует – З (земля).

В кириллице, составленной византийским монахом, звук Дз имеет начертание S (10-11 век). Мне видится, что её прототипом послужила буква Дзета из древнегреческого алфавита. Её образ – воздаяние даров Богу или жертва.

С изменением алфавита видно, как происходит замещение смыслов. И вот уже Волос символизирует Волю/свободу, которую следует принести в дар/в жертву кому или чему-либо ради чего-то (цели, намерения и т.д.)». Вот яркий пример подмены смыслов.

Теперь можно привести некое резюме, первоначально Волос символизировал мощную первоначальную природную Силу животного начала, которая заложена в каждом живом существе в материалом мире. Обуздав эту силу, человек способен к самопознанию и саморазвитию. Например, именно эта Сила помогает спортсменам побеждать, ставить рекорды и преодолевать себя, отвечать на вызовы. То есть с помощью этой силы любое живое существо может творить свою волю и стать Могутой. Как видим эту природную силу можно и нужно развивать и поддерживать, например, с помощью спорта. Главное понять, что все рождаются свободными – это фундаментальная основа мироздания. «Безвольный» это тот, у кого отняли или подавили эту созидательную силу тем или иным способом. Эта Сила – наш генератор. Задача эту Силу развивать и направлять в нужном русле для достижения побед, в первую очередь над своими слабостями, чтобы не “оскотиниться”. Теперь думаю понятно, почему Волоса считали покровителем накопления всяческих богатств (того, что бог дал). Сможете приручить в себе эту природную животную силу и придать ей нужный импульс, станете успешным, а значит полезным и нужным обществу! Сегодня мы не в том ключе понимаем смысл слова богатство. Со временем значение очень сильно трансформировалось до терминов – ценности, деньги, драгоценности, роскошь и т.д.. Мы забыли (а может нам помогли) изначальное его значение – семья, дети, внуки, здоровье и ясность ума, духовный рост, истинные знания, мастерство через трудолюбие, а главное быть свободным и самодостаточным! Вот что составляет истинное богатство на Земле, всё остальное “пыль”.

Великий Полоз прототип Волоса?

С начала XI-XIV веках в летописях змей заменяется на гадъ и упоминается, как пресмыкающееся и отвратительное существо. Хотя изначально, а в ведовстве и по сей день, змей (дракон) символизировал силу. От корня гад производные: гадина, гадкий, гадить, гадать. Примечательно, что в старинном русском языке сохранился архаический смысл слова гадать, которое применялось в смысле думать (Карамзин II Г.Р. ч. IV прим. 380).

Змеиный образ раскрыт в фольклоре центральной, северо-восточной частях России и Белоруссии, а также Прибалтийских странах, где записаны легенды о змеях. Например, легенда об уже – Змеином царе. В балтийском фольклоре, у литовцев, есть сказка «Ель – Королева ужей», правильно называть Эгле. Эта сказка настолько популярна, что в г. Паланга стоит памятник Эгле и царю ужей.

Памятник Эгле - Королеве Ужей в г. Паланга

У русских тоже зафиксировано предание о царе ужей с алмазным венчиком на голове (символ власти). Иногда считается, что он носит не венец, а золотые рожки. Легенда гласит, кому удастся добыть его золотые рожки, тому будут доступны все клады, то есть материальные блага, так как змеи считались хранителями подземных сокровищ.

П.П. Бажову на Урале удалось записать старообрядческий сказ о Великом Полозе. Если фонетически сопоставить слова Полоs – Волоs, то становится очевидным насколько они созвучны, а примеров фонетического перехода гласных или согласных звуков полно в русском языке. В сказе Великий Полоз показан олицетворением мудрости и хранителем сокровищ земных, а именно золота. А золото элемент – власти, богатства, материальных активов. В ведовских кругах образ Великого Полоза на прямую соотносят с Волосом, которому когда-то поклонялись ремесленники, купцы, земледельцы-скотоводы и т.д..

Великий Полоз
Великий Полоз (П. Бажов)

В процессе эволюции неизбежна трансформация общества, а вместе с ним и мировоззрения. Как следствие, это привело к изменениям образов, например, Царь Медведь “за горами” перевоплотился в Великого Змея, в один из образов Хозяина Тайги. Возможно на это повлияло развитие ювелирного дела, добыча золота, серебра и других драгоценных каменей и металлов, которые были востребованы экономикой. Хотя отголоски культа Медведя Хозяина зафиксированы в сибирских сказах.

Резюме

Из вышесказанного видно, что Волос выражал созидательную энергию земли и имел двойственную природу. Изначально он олицетворял первичную Силу и Мощь природы, которая воссоздаёт себя заново, возрождаясь каждой весной. Символом этого были яровые, которые давали весенние всходы. Отсюда колос – ещё один символ Волоса. Следовательно энергия, которую олицетворяет Волос неуничтожима, она дика как бык, мощна как медведь, поэтому очень сильна. Волос символизирует упорство, стойкость и способность приспосабливаться, как змея к изменениям окружающей среды. В человеческом естестве эта сила выражается внутренним генератором, который помогает добиваться поставленных целей, если её получится обуздать и поставить в “стойло”, то есть взять под контроль. У западных славян и живущих с ними по соседству народов, щедрый образ земли некогда представлялся мужским. Так, у западных славян это был бог Радегаст, тотемными животными которого были бык, орёл или сокол и лев. Мне видится, что у восточных славян и фино-угорских племён богом земли был Волос. В нашем фольклоре сохранились обрядовые песни весеннего периода про тура-молодого удальца. Думаю читателю понятно, что за тысячелетие гибкое язычество не исчезло, а видоизменилось и приняло другие формы с развитием. Эта же доля коснулась и Волоса. Он не растворился в небытие, а принял другие формы. За ним закрепилось, как покровитель мастерства, который за трудолюбие и смекалку награждает достатком. Его Тень присутствует в волжских, уральских и сибирских сказах, а также в сказках великорусов. Его образ хорошо раскрыт в фольклоре народов Сибири и Алтая. Китайцы его считают своим покровителем (дракон – символ Китая). Христиане не смогли вычеркнуть из народной памяти Волоса и им пришлось вводить в обиход святого Власия – покровителя скота и всех животных, сведя на нет из народной памяти сакральность образа.

Рапов пишет, что торговым днём в языческой Руси была пятница. В этот день на ярмарку съезжались все купцы и ремесленники из ближайших поселений. Отсюда можно предположить, что изначально покровителем пятницы был Волос, а не Мокошь. Праздник Волоса отмечался в начале января (2 и 6 числа) (Рапов, Русская Церковь 1988: 34). Сложно утверждать о правоте данного тезиса. У восточных славян ещё в начале 20 века считалось, что «Власий — скотий бог, сшибает с зимы рог», ему был посвящён день 11 (24) февраля, то есть, с этого периода постепенно зима начинает терять свою силу и земля начинает потихоньку пробуждаться. Если опираться на расшифровку его имени, то становится очевидным, что его первоначальная функция – буйная природная сила была “передана” Яриле. После того, как произошла замена мифологических образов. Земля приобрела женский образ, а Небо мужской. Отсюда смею предположить, что Волос более древнее божество у славян, чем Ярило. Об этом даже в своём труде пишет О.М. Рапов. А сам Волос в народной памяти, утеряв в глубинный смысл, опять же не без помощи неких сил, сохранил поверхностную функцию – покровительство домашнего скота. Плюс в некоторых старообрядческих кругах покровителя мастерства и достатка, а значит купечества, которое вышло из народа.

Военная аристократия, в лице князя и его дружины, своё благосостояние добывала – через войны. Оно у них формировалось за счёт добычи. За века, с помощью войн и грабежа, многие в этом мире стали очень состоятельными и влиятельными. Вот поэтому на Киевской горе стояла статуя Перуна, а не Волоса. Они разные пути к благосостоянию символизировали, Волос через труд, Перун через войну. Волос – покровитель купцов, Перун – военной аристократии. Стоит обратить внимание читателей на то, что в те времена купцы не только занимались торговлей, но и выполняли дипломатические и разведывательные функции на чужих территориях по указанию своих правителей. По этой причине, в те времена, змея была символом дипломатической миссии, так как её природные способности, такие как гибкость, мудрость, хладнокровность могли послужить примером для подражания в поведении для дипломатов и шпионов. Мне видится, что это стало причиной, почему имя Волоса было включено в княжескую клятву в образе змеи, как символа дипломатического корпуса князя.

В статье про Велеса я ставила перед собой задачу разобраться одно ли божество у славян символизировали Велес и Волос. Думаю пришло время дать ответ: – Нет это разные божества. Велес относится к ведическим божествам Руси и символизировал мужскую жреческую касту. Перун в первую очередь был языческим божеством и символизировал военную касту. Эта каста в лице князя пыталась и в итоге достигла того, что захватила власть у жреческой касты Руси, полностью её уничтожив совместно с христианскими миссионерами. А Волос символизировали касту земледельцев, мастеровых и купцов, которая была самой низшей кастой того периода. Вот почему в Киеве его идол стоял на Подоле.

Символы, значения, тотем Волоса

При рассмотрении значений символов следует помнить, про двойственную природу Волоса. Помните, Силу и Мощь следует использовать правильно, в качестве защиты. Обратная сторона имеет разрушительный вектор. Не думайте, что вам удастся от него увернуться!

Наиболее предпочтительные животные: Царь-Уж или Великой Полоз (старообряд.), Царь-Медведь – славянский вариант; Бык/Вол, трансформировавшийся в золотого тельца – вариант западного Мира.

Деятельность, которой покровительствует: любое мастерство, разведка, дипломатия, торговля, а также земледелие.

Символы: деньги, драгоценные камни и обычные, металлы золото, серебро, платина, нефть, газ и другое сырьё, которое приносит деньги. Яровые – колос, хлеб.

Тело человека: мышцы, физическая сила

Печати, амулеты:

1) Лапа медведя – этот образ, перекликающийся с Велесом, вперёд всего первоначально именно принадлежал Волосу, позже произошла путаница и образ медведя раздвоился. Мощная защита и покровительство.

2) Символ змеи – символом мудрости, а также защита от болезней и неприятностей, знак плодородия.

3) Голова быка – мощь и сила, как медведь, но бык сегодня символизирует золотого тельца – силу и мощь финансового мира.

В христианстве: Святой Власий – покровитель животных.

DINA
Оцените автора
Ведовство и Родноверие
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий" Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.